Характеристика класса – это важный документ, который описывает основные параметры и характеристики учебной группы. Она является необходимой для педагогической работы и зачисления учащихся в класс. В современных условиях правильное составление характеристики класса является неотъемлемым элементом качественной работы школы.
Перед тем, как приступить к написанию характеристики класса, необходимо определить ее основные принципы. Ведь только соблюдение этих принципов позволит составить настоящую, полную и объективную характеристику класса.
Первый принцип – детализация. Характеристика должна быть структурированной и детальной: в ней должна быть информация о каждом учащемся, а также о составе, возрасте и численности класса.
Второй принцип – объективность. Характеристика должна отражать реальную картину процесса обучения в классе, без субъективных оценок, соответствующих требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Третий принцип – достоверность. Характеристика должна соответствовать действующим учебным планам, методическим рекомендациям и оценочным документам. Несоблюдение этого принципа может повлиять на обучение учащихся и создать некоторые проблемы.
Шаги по составлению характеристики:
Шаг 1. Сбор данных о каждом учащемся и о классе в целом.
Шаг 2. Определение общих характеристик класса: его численности, возраста, полового соотношения, уровня образования.
Шаг 3. Описание уровня знаний каждого ученика в разных предметах, а также характеристик его личности.
Шаг 4. Описание технической базы обучения (кабинетов, доступной литературы, компьютерной техники и т.п.).
Шаг 5. Подведение итогов, описание результирующего уровня качества образования в этом классе.
Шаг 6. По возможности – предложения по улучшению качества образования в классе.
Вывод: характеристика класса является важным документом, который должен отражать реальную картину процесса обучения и соответствовать требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Сохраняя детализацию, объективность и достоверность, можно добиться максимально корректной характеристики класса и качественной работы школы в целом.